Анатолий Зверев.
Школа. Александр Румнев. Мемориальная доска на стене школы. Георгий Костаки.
Портрет Люси. Афиша выставки в Париже.
Анатолий Зверев родился 3 ноября 1931 года в Москве. В школе его учителем рисования стал Николай Синицын,
который, в свою очередь, был учеником Остроумовой-Лебедевой. Затем учился в ремесленном училище.

Зверев: Вот я покидаю училище живописи и, по-флотски шлёпая по бульвару и улице башмаком на правой и валенком на левой ноге,
направляюсь в сторону дома, где не поджидает меня никто, кроме кошки.

Получив специальность маляра, Зверев устроился на работу в парк «Сокольники». Там художника, расписывающего детские площадки,
увидел Александр Румнев. Он стал первооткрывателем зверевского таланта и его покровителем на долгие годы.
В 1954 году произошла встреча Зверева с известным коллекционером Георгием Костаки. Костаки оказался одной из самых
значительных фигур в биографии Зверева — именно он разглядел в молодом художнике гениального рисовальщика и живописца.
В 1957 году во время Фестиваля молодежи и студентов в Москве мексиканский художник Сикейрос присудил Звереву высшую награду.
Зверев женился, родились двое детей, но семейная жизнь продлилась недолго.
В 1965 году французский дирижер Игорь Маркевич организовал выставки Зверева в Париже и Женеве.
                   
Игорь Маркевич: «Зверев — это «случай», случай человека, который вновь открыл историю современного искусства».

В 1968 году Анатолий Зверев познакомился с Оксаной Асеевой. В молодости она была дружна с Маяковским, Хлебниковым
и Пастернаком. В 1916 году Оксана Михайловна стала женой поэта Николая Асеева, в 1963 году она овдовела. Встреча Зверева
и Асеевой изменила жизнь обоих. Оксана Асеева стала музой Зверева на долгие годы.
В 1984 году состоялась единственная прижизненная выставка Зверева в России (Горком графиков, Москва).

Анатолий Зверев умер 8 декабря 1986 года.
Зверев с Асеевой.
Афиша единственной Выставки в СССР. Горком графиков.
Могила.
Я учился в это время ( 44-й год ) в школе имени Пушкина…

Здесь, в этой школе, я увидел Николая Васильевича Синицына, преподававшего черчение (науку, хотя скучную, но довольно занятную и интересную для я чертежников, а иногда и художников).Здесь впервые я был удостоен звания академика – что присвоил мне Николай Васильевич Синицын…

Мне нравился этот педагог, так как представлял весьма аккуратного в «своей кройке» и поведении : я помню хорошо накрахмаленный белый воротничок на фоне симпатичного, с некоторым форсом улыбки лица, на фоне очень хорошо выглаженного костюма, - все это создавало очень приятное впечатление и всякое появление Николая Васильевича для меня было выручкой. Я очень люблю аккуратных и строгих в одежде людей, потому что я сам никогда не следил за собой. Ученики и другие сверстники также относились с большим уважением к внимательному ( по своей природе) человеку, с которым, однако ж, можно было и « весело» что называется жить. Например, мы, впоследствии, занимаясь на дому, чувствовали себя весьма уютно и «романтично»: мне было очень и очень приятно пребывать в доме этого гравера-живописца, у которого было достаточно много одаренных учеников.

Я хворал, болел, плакал, меня так обижали, обижала мать, сестра – и пугало все: и неожиданный поворот стула – трах-тарарах – и от двери черная ручка, как дьявол или нечистый дух, смотрела на меня…Я это чувствовал всеми фибрами души пугливой своей, меня пугал шелест листвы, и черные тени , устроенные на окнах стекла, странно и страшно двигались, как «маги» - и не хватит на свете бумаги, чтоб описать столь ужасные видения, навевающие не столь хорошие сновидения( после чего снятся кошмары и видимости, довольно неприятные по своим формам и расцветкам)… Пугало также недоброе товарищество на дворе или улице. Среди мальчиков и девочек я вечно находил несправедливость их бытия ( какого бы круга они не были): обязательно то там, то сям было «неравенство»: кто-то обязательно был среди всех или очень красивый или сильный. Мне, как человеку слабому от рождения физически и расстроенному психически, хотелось быть настороже, я предпочитал не дружить. Дети играли, веселились, но их веселье мне всегда казалось подозрительным; я не мог разделить их чувств и никогда с ними не водился, а просыпал у себя ( летом) возле окна мушиного за клеенкой за столом, пригретый некоторым лучом солнца. И мне было приятно грезить и спать, и я видел во сне белые батоны с изюмом – для меня в детстве изюм представлялся некоей фантазией, каким-то «чудом-юдом», всегда он мне нравился. Когда мать при носила с работы эти булки, несколько «оттененные» запахом кожи или лекарства «салицилового» завода, - оттенком ацетона, что мне нравилось почему-то… А под окном была помойка. И я дышал этой пылью и помойным смрадом, что жужжала казаками-мухами. На помойке водилось весьма большое количество помойных и грязных крыс, которые перекочевав, «эмигрируя» в нашу комнату, очищались до неузнаваемости, приобретали «божеский и «холеный» вид и чистенькие, с противными хвостиками прогуливались по столам комнаты и кухни…


А. Зверев - Синицин Н.В. Портрет.
Первый учитель Н. Синицын.
Родители
Год моего рождения - 1931, день рождения - 3 ноября.
Отец - инвалид гражданской войны, мать - рабочая.

Сестер я почти не знал, помню, кажется (из умерших) лишь двух - Зину (первую) и Верочку.
Две сестры, кажется, живы и по сей день; одна из них - старше меня на четыре года, другая, - младше на столько же лет.
Я случайно (или неслучайно) стал художником, учителем я избрал себе Леонардо да Винчи, читая коего, нашел много себе близкого (если, конечно верить напечатанному в переводах этого гения). Когда я читал трактаты оного - уже теперь моего друга, - был поражен одинаковости в выражении мыслей наших.

Будучи в положении несчастного и "неуклепаго" в обществе в целом, я обрел великое счастье еще и еще раз делиться впечатлением по жизни искусства, по его трактату о живописи. В это приблизительно время образование мое "зиждилось" на том, что мне было более всего присуще или приемлемо для меня (быть может, исключительно токмо - самому себе). Другими словами, - что легче всего давалось; ибо я рос болезненным и слабым.

Учился очень неровно и имел оценки всякие: по отдельным предметам или, скажем, - "отлично", или, контрастное "два". Впоследствии мне удалось каким-то образом окончить семилетку и получить неполное среднее образование, чем я и гордился перед самим собою, кажется, более, нежели пред другими, меня окружающими друзьями и приятелями. Детство, в основном, проходило дико (или сумбурно), и поэтому весьма трудно об этом что-либо путное хотя бы "обозначить"...

Желаний почти что никаких, кажется, не было… Что жe касается искусства рисования вообще-то можно лишь заметить тут следующее: художником я не мечтал быть… Но очень часто хотелось - и "мечталось", чтобы брат (троюродный) каждый раз, когда ему удавалось появиться у нас еще до войны, рисовал мне всегда коня. У нас в комнате висел на стене "лубок" - картина, на которую я засматривался - и даже, кажется, пытался по-своему сделать "копию", то есть как бы нарисовать то жe самое. Конечно, у меня в то время были цветные, наверное, карандаши: и, кажется, были шашки, в которые я всегда мечтал научиться играть (впоследствии эти шашки стали связующим звеном моего "неуклепаго", - выражаясь, так сказать, деревенскими словами, - существования).


Зверев и Леонардо.
Трактат.

Сокольники.
Зверев за шашечным столом.



Весьма часто просил рисовать мне что-либо и отца, на что тот охотно соглашался, хотя (по всей вероятности) рисование ему не удавалось, несмотря на "лиричность" личности; и лишь из желания угодить мне ему удавалось нарисовать всегда лишь одно и то же: голову какого-то мифического старика в профиль…
Тем не менее рисование у меня, видимо, удавалось - и, впоследствии, оно так или иначе "прижилось"… сначала, "на пятом году" моей "жисти" - портрет Сталина.
Затем, когда был в пионерском лагере. - не стесняясь, могу сказать (хотя и задним числом - уже) - "создал шедевр" своего искусства на удивление руководителя кружка (а не кружки!) - "Чайная роза" (или "Шиповник"). А когда мне было пять лет (еще до вышеупомянутого случая) изобразил "уличное движение", по памяти, в участке избирательном, где тогда еще - до войны - детям за столиками выдавались цветные карандаши и листы бумаги для рисования. Тогда в Москве было мало - относительно мало - людей, да и Москва была не очень уж обширна, не то, что нынче. И на выборы тогда шли родители с детьми под гармошку (и под песни и с плясками) по улице, как на праздник - голосовать.
Что касается дальнейшего моего рисования - началась Отечественная (или как ее еще называют - "великая") война, - когда стали всех эвакуировать, кого куда… Я вместе с двумя сестрами, отцом и матерью оказался в Тамбовской области (или губернии).
Я не стану тут распространяться как "хорошо" или "плохо", и как долго или быстро добирались мы на товарном поезде до места назначения: отмечу лишь то, что, действительно касается тут вопроса о дальнейшем "рисовании"… Конечно же рисования никакого не было, да, наверное, и не могло бы, кажется, и быть; "суета сует" и всяческая, так сказать, суета.
Отец очень много и "пространно" рассказывал мне все - "что к чему", "где рожь, где - пшеница"; "где овес - какой хаос" и так далее и тому подобное - подробное. Затем, простудившись и жестоко отморозив себе ноги, заболел и - скончался на сорок третьем "ходу" своей печальной жизни, на Новый год, …января в пять утра.
Естественно, было печально все это...
Затем, я болел так называемой "слепотой куриной", а потом засорил глаза известью и мелом с потолка избы, чисто случайно - и это тоже, кажется, было моим несчастьем… "Деревня" (то есть, "деревенская" жизнь) мне нравилась и не нравилась одновременно, что-то нравилось и что-то – нет.



Что касается "живописности" родного края, моих так сказать, "родителей" - то, конечно, вне сомнения - изумление: луга… разлив… весенний гул с полей, бегущих с грохотом и шумом тающих снегов, ревущих рано поутру подобно волнам… И все-все остальное: что лето, что зима с заносами. Сугробы до проводов от телеграфных столбов, когда через сени изб еле вылезали люди, чтобы разгрести снег у труб и у выхода, у окон. Ну, в общем, конечно, все это очень интересно… А летом - и жара, и зной, и грозы страшные временами. Река и речки, и озера... И прочее все остальное тож.
А время шло; и шла еще война...
В Москве, когда мы прибыли по окончании войны, люди жили еще по карточкам - "талонам", на пайке, в нужде, как говорится, и так далее… так что, к воспоминаниям о "пайках" и каких-то "карточках" - стоит ли обращаться лишний раз. А рисование продолжалось из-за случайностей, которые порождали такие парадоксы: например, "рисование" из газеты "советский спорт" – «острые моменты у ворот московского "Спартака"». В моем альбомчике появились рисунки черной тушью пером, исполненные мной впервые после такого длительного перерыва во время войны, то есть после пятилетнего срока: а именно - в сорок пятом - сорок шестом году…
Затем - рисование, живопись, лепка, занятия гравюрой по линолеуму, выжигание по дереву в двух парках: "Сокольники" и "Измайлово", в их детских городках. Затем - в двух домах пионеров… Потом (тоже случайно) учился - и закончил
Художественное ремесленное училище (два года). Ну и... хотя и "мимолетно", понемногу, что называется, посещал иногда кое-какие студии "для взрослых"; и даже, быть может, мог бы "подзастрять" в училище художественной школы, в одной из школ, которая находилась на Сретенке (училище под названием, кажется, "1905 года"). Но в этом училище я пробыл очень мало.
С первого курса был уволен из-за… "внешнего вида", мое плохое материальное положение решило исход моего там пребывания.
Затем работал художником в парке "Сокольники" (кстати, после окончания ХРУ - художественного ремесленного училища), работать приходилось в основном, маляром.
В принципе, - что касается "всего прочего основного",- почти неинтересно и лишнее…
Всюду мне "не везло": но рисование и живопись - остались "неизменным" занятием почти по сей день…




К современным художникам, мне знакомым, отношусь, кажется, с уважением за их доброту между собой… хотя положение вещей вообще не дает возможности считать всех счастливыми. Хотя иногда (или почему-то) "со стороны смотрящие" уже заведомо "признают" за счастье называться "художником". Я лично себя пока не умею считать "счастливым", - в особенности, когда я наталкиваюсь на грубость своей собственной судьбы: на "невезенье" в чем-то и, в особенности, когда что-то болит в непогоду.
К художникам вообще считаю нужным относиться с уважением при условии, ежели последние - не слишком "в чем-то" - жадны, завистливы, плуты, злы и прочее. Прочие в чем-то плохи там, где мне лично как-то не нравятся и так далее…
Наиболее интересные живописцы - разумеется, те, которые могут более других остановить взор на своих полотнах и не утомляют "ненужностью" своих "затей", как в технике, так и в своей тематике: Ван Гог, Рембрандт, Рубенс, мой учитель - Леонардо да Винчи, Веласкес, Гойя, ванн Дейк, Рафаэль, Саврасов, Врубель, Рублев, Васильев, Ге, Кипренский, Иванов, Малевич, Кандинский, Боттичелли, Добиньи, Серов, Брюллов, Гоген, Констебль и многие другие, коих по фамилии я не знаю или просто не припоминаю...
Что касается художников - "сверстников" - из современных (из так называемых "авангардистов"), лучшими являются все из ныне живущих - потому, что у всех есть будущее, настоящее или - хотя бы - "прошедшее" и т.д. и т.п. Желаю счастливого всем художникам "плавания" и попутного ветра в творчестве. "Плыви моя челн по волнам".
Желаю здоровья, коли таковое найдется.
Аминь.


РОССИЯ

Москва

1957
III Московская Молодежная выставка.

1958.
Выставка в квартире Георгия Костаки.

1975
Выставка живописи на ВДНХ. Павильон «Пчеловодство».
Выставка произведений московских художников. Дом культуры ВДНХ.

ВДНХ. Дом культуры.
Афиша единственной Выставки в СССР.
ВДНХ. Павильон «Пчеловодство». Горком графиков.
1984
Единственная прижизненная персональная выставка Анатолия Зверева.
Горком Графиков. (Куратор - Владимир Немухин).

1989
Выставочный зал Советского фонда культуры.

1998
«Зверев. Живопись и графика из частных собраний»,
Галерея КИНО, Московский Аукционный Дом.

1999
«Зверев. Живопись и графика из собрания ГТГ и частных коллекций»,
Государственная Третьяковская галерея, Галерея КИНО.

2005
«Гений графики», Галерея КИНО.

2006
«Стенограмма», А. Зверев на концерте М. Марсо. Галерея КИНО.

2009
«Садись, детуля, я тебя увековечу», Галерея Полины Лобачевской. ВЗ «Домик Чехова».

2012
«160 работ Анатолия Зверева», Литературный музей.
«Зверев в огне», Галерея Полины Лобачевской, Новый Манеж.

2014
«На пороге Нового Музея», Музей АЗ, Новый Манеж.

Ленинград / Санкт-Петербург
1991
«Другое искусство», Русский музей.

Тверь
1993
Тверской фонд культуры.

Саратов
2011
«Анатолий Зверев. Живопись, графика»,
Саратовский государственный художественный музей им. Радищева.


ЗАРУБЕЖНЫЕ ВЫСТАВКИ

1965
Париж (Франция)
Галерея Мотт.

Женева (Швейцария)
Галерея Мотт.

Сан-Франциско (США)
Выставка советского искусства из собрания Филдинга.

1967
Нью-Йорк (США)
«Русская живопись за 500 лет», Галерея нового искусства.

Сангрести (Франция)
Галерея АВС.

1957-1970
Гренобль (Франция)
Городской музей, «8 художников из Москвы», Музей живописи и скульптуры.

1970
Лугано (Швейцария)
«Новое искусство Москвы». Музей изобразительных искусств.

1971
Копенгаген (Дания)
«10 художников из Москвы».

1974
Бохум (Германия)
«Прогрессивные течения в Москве».

1975
Вена (Австрия)
«Русский февраль 1975 в Вене». Дом искусств.

Брауншвейг, Фрайбург, Западный Берлин (Германия)
«Русские художники-нонконформисты».

1976
Париж (Франция)
«Современное русское искусство». Пале де Конгрэ.

Сент-Луис (США)
«Новое искусство из Советского Союза»..

1977
Лондон (Англия)
«Неофициальное искусство из Советского Союза».

Венеция (Италия)
«Новое советское искусство». Биеннале-77.

Вашингтон (США)
«Новое искусство Советского Союза». Клуб искусств.

1978
Турин (Италия)
«Новое советское искусство». Биеннале.

Лаваль (Франция)
«Русское неофициальное искусство». Музей Старого замка.

1979
Везине (Франция)
Галерея искусств.

1981
Джерси-Сити (США)
«25 лет советскому неофициальному искусству».
Музей советского неофициального искусства.

1983
Вашингтон (США)
«Неофициальное искусство из Советского Союза».

1985
Лондон (Англия)
Галерея Миро и Шпизмана.

1986
Нью-Йорк
Галерея «КУРОС».

1990-1991
Каруж (Швейцария)
Галерея Трех платанов.



РАБОТЫ АНАТОЛИЯ ЗВЕРЕВА
НАХОДЯТСЯ В СОБРАНИЯХ:

• Государственная Третьяковская галерея. Москва
• Московский музей современного искусства, Москва.
• Музей актуального искусства ART4.RU, Москва.
• Государственный Исторический музей, Москва.
• Новый музей, Санкт-Петербург.
• Музей Джейн Вурхис Зиммерли, коллекция Нортона и Нэнси Додж,
  Рутгерский университет, кампус Нью-Брансуик, Нью-Джерси, США.
• Музей современного искусства, Нью-Йорк, США.
• В частных собраниях в России и за рубежом.


↑ Наверх