КОЛЛЕКЦИЯ
Коллекция музея — более 1500 работ Анатолия Зверева и художников его круга, которая постоянно пополняется
новыми шедеврами. В архиве музея —документы, связанныеи с жизнью и творчеством Зверева — письма, проза и поэзия,
трактаты о живописи. В 1978 году Костаки передал Третьяковской галерее большую часть своей коллекции русского
авангарда. В 2014-м дочь собирателя, Алика Костаки, передала в дар Музею Анатолия Зверева более 600 работ
художника из собрания отца.
|
Автопортрет, 1950‐ые г., б., тушь, 21,5х16
Автопортрет с сигаретой, 1969 г., к., м.,50х35
|
Автопортрет, 1959 г., к., м., 69,5х49
Автопортрет в шляпке, 1957 г., б., тушь, 43х30
|
Автопортрет, 1958 г., б., гуашь, 60х42
Автопортрет, 1968 г., б., тушь, 57х39
|
Автопортрет, 1957 г., б., гуашь, 58х41
Автопортрет , х., м., 98х79
|
Автопортрет в тельняшке, кон. 1950-х гг., к., м. 60х41,6
Автопортрет, 1957 г., б., тушь, 40,5х28,5
|
Автопортрет, 1957 г., б., тушь, 40,5х28,5
|
АВТОПОРТРЕТ
Бесчисленное количество автопортретов Зверева — это долгий и очень личный разговор с теми, кто былему интересен. Вот — Зверев в фетровой шляпе со скуластым абрисом Ван Гога, вот он — опять Ван Гог, удивленный рыжий фантазер в шапке-ушанке с завязанными под подбородком «ушами», вот — темный и глубокий «врубелевский» автопортрет, парафраз на «Демона». И в каждой работе — сам Зверев, и в каждой - беседа с равновеликими на равных. |
Пеликан, 1956, б., тушь, 30х22
Лошадь, кон. 1950-х гг., б., тушь, 29х20
Лань, 1959-60 гг., б., гуашь, 42х30
Удод, 1957-60гг., б., гуашь, 41х59
|
Кошка, 1956 г., б., гуашь, 60х41
Божья коровка, 1959 г., б., гуашь, 58х39
|
Кошка, кон. 1950-х гг., б., тушь, 27х19
Зебра, кон. 1956 г., б., тушь, 28,5х20
|
АНИМАЛИСТИКА
Звери Зверева поразительны. В его анималистических работах воплотилась та абсолютная свобода,о которой художник всегда мечтал, в которой он жил. Зверев ходил в зоопарк и писал животных в неволе. Но на его рисунках нет клеток — звери естественны и раскованны в пластике, в динамике движения. Это — своеобразный манифест Зверева о естестве свободы. В том числе, и человеческой. |
Восход 1957 г.,б., масло, 42х60
Пейзаж с окнами, 1958 г., б., масло,70х50
Золотые купола, 1959 г., б., гуашь, 58х40
Пейзаж с деревом, картон, масло, 1958 г., 105х80
|
Сосны, 1958 г., картон, масло, 101х76
Зимний пейзаж, 1958 г., б., гуашь, 70х52
Церковь, 1950‐ые гг., картон, масло, 103х83
|
ПЕЙЗАЖ
Пейзажи Зверева нежны и прозрачны, как весеннее цветение. И золотящиеся купола церквей,словно взлетающие в воздух, и ажурная вязь деревьев, и едва распустившаяся листва берез, и темные стволы сосен, пронизанные летним зноем. Главным героем пейзажей становится свет, все парит и плывет в нем — леса, поля и маковки, и даже в сумерках его городских пейзажей из окон домов сочится теплый солнечный свет. |
Супрематическая композиция, 1959 г., б., гуашь, 72х53
Супрематическая композиция, 1959 г., б., гуашь, 70х53
|
Супрематическая композиция, 1957 г., б., гуашь, 57х41
Супрематическая фигура, кон. 1950-х, б., тушь, 29х20
|
Супрематическая композиция, 1957 г., б., гуашь, 58х41
Супрематическая композиция, 1959, б., гуашь, 71х54
Супрематическая композиция, 1959 г., б., гуашь, 70х51
Супрематическая композиция, 1957 г., б., гуашь, 59х41
|
Супрематическая фигура, кон.1950-х г.г.,б., тушь, 28х20,5
Супрематическая композиция, 1959 г., б., гуашь, 71х52
|
СУПРЕМАТИКА
Зверев придумал супрематизм заново. Он сделал его живописным и наполнил ясные геометрические формысумеречной страстью. Малевич писал тончайшим и точнейшим образом сбалансированные динамические, яркие композиции. Зверев наполнил строгую геометрию темными завораживающими переливами цвета, словно опрокинув ясность формы во всполохи воды в глубоком темном колодце. |
Бутылка с яблоками, 1960‐ые гг., б., акв., 27х38
|
Бутылки и яблоки, 1959 г., б., м., 60х42
Букет, к.,м., 1960‐ые гг., 53,5х33
|
Семь бутылок, 1957-1959 гг., б., гуашь, 34х53
Бутылки, 1958 г., б., гуашь, 69х46,5
Натюрморт с бутылкой, 1958 г., б., гуашь, 56,5х37
|
НАТЮРМОРТ
Вобрав дух авангарда начала 20 века, эстетику и философию кубизма,
Зверев очистил натюрморт от перенасыщенной экспрессии острых углов
и дробности геометрических форм. Его бутылки, абрисы фруктов,
музыкальные инструменты не разложены на составляющие — они
приковывают внимание виртуозным соотношением чистых и цельных
форм, вторящих друг другу. В зверевских натюрмортах любая материя
становится воздушной, готовой в любой момент взлететь
и раствориться в пространстве.
|
Иллюстрация к Золотому ослу, кон. 1950-х гг., б.,тушь
|
Иллюстрация к Золотому ослу,кон. 1950-х гг., б.,тушь
Иллюстрация к Золотому ослу, 1986, б., пастель
|
Дон Кихот и Санчо Панса, 1975, х.,м., 42х61
|
Иллюстрация к Мертвым душам Гоголя, 1986,б., тушь, 49х39
Иллюстрация к Золотому ослу,кон. 1950-х гг., б., тушь
|
ИЛЛЮСТРАЦИЯ
Зверевские иллюстрации к Гоголю, Андерсену, Апулею — это не просто фиксация литературных образов и тем.Взгляд Зверева на любого из великих писателей — это попытка вместить их в свой собственный художественный мир, вобрать в себя и взглянуть на них через призму собственного мироощущения. Мрачная, темная фантастика гоголевского «Вия», легкость и нежность андерсеновских сказок, изящный гедонизм Апулея. Зверев рисует не иллюстрации к произведениям — он словно пишет сложнейшие двойные портреты, и из калейдоскопа рисунков возникают грандиозные фигуры великих писателей и великого художника. |
Обнаженная, кон. 1950-х гг., б., тушь, 28х20
Обнаженная, кон. 1950-х гг., б., тушь, 28х20,3
|
Обнаженная, кон. 1950-х гг., б., тушь, 29х20,4
|
Торс, 1967,б., кар.,40х27
Амазонка на коне, 1983, б., акв., 36х24
|
Обнаженная, кон. 1950-х гг., б., тушь, 29х20,5
Женский торс, 1983. б., акв.36х24
|
НЮ
Зверевская серия обнаженной натуры — это настоящее чудо. Неудивительно, что Пикассо считалего лучшим рисовальщиком. В каждой линии, в каждом ракурсе — взрыв нежности, чувственности и счастья. Каждая работа — это звучание вдохновенной музыки самой жизни. Виртуозные движения кисти напоминают дирижерскую палочку, выписывающую воздушные пассажи чистого наслаждения. |
Портрет Асеевой, 1969 г., б.,см.техн. 78х68
Женский портрет, 1967 г., б., тушь, 41х29
|
Женский портрет, 1976 г., б., акв., 53х41
|
Лиля, 1958 г., к.м. 59х41
Портрет Асеевой, 1971 г., б. пастель, 43Х62,5
|
Женский портрет, 1968 г., б, пастель, 59,5х42
Женский портрет, 1983 г., б., см.техн, 79х59
|
ЖЕНСКИЙ ПОРТРЕТ
Взгляд Зверева пронзительно точен. В бесконечной веренице женских головок он внимательно улавливаетнеповторимые особенности каждой модели — ракурс, полуопущенные глаза, затуманенный взгляд, нежность акварельных переливов. Каждый портрет — глубокое, лирическое душевное откровение, и все они, вместе, создают один вечный образ «Прекрасной дамы». |
Портрет поэта Хлебникова, кон. 1950-х гг., б., гуашь, 56х35
Портрет дирижера И. Маркевича,1963, б., акв., 63х59
|
Мужской портрет
Мужской портрет, 1958, б., акв., 60х42
|
Мужской портрет, 1958, б., гуашь, 64х43
Портрет Р. Фалька, 1957, б., гуашь, 65х52
Мужчина в кепке, 1958, б., гуашь, 57х40
|
МУЖСКОЙ ПОРТРЕТ
Мужские портреты Зверева открыты и экспрессивны. Глаза и лица словно распахнуты навстречу зрителям,в них — энергия страсти и движения. Зверев формует мужские лица, используя и гуашь, и акварель, и карандаш, подбирая для каждого характера индивидуальную технику. Они стремительно срываются с листов, словно прорывая плоскость бумаги — друзья и знакомые, вновь и вновь окружая великого художника своим многоголосьем. |
Миша, 1963 г., б.фл., 82х58
|
Сын Миша и дочь Вера, 1962 г., б., акв, б.,тушь, 59,5х41
|
Портрет девочки, 1958 г., б., гуашь, 59х41
Портрет Саши Костаки, 1959 г., б., гуашь, 58,5х40
|
Мальчик, 1954 г., б., тушь, 30х23
Сын Миша и жена Люся, 1962 г., б., акв. 59,5х42
Сын Миша, 1962 г., б., фл., 81х57,5
|
ДЕТСКИЙ ПОРТРЕТ
Детские головки работы Зверева — удивительный по проницательности взгляд в будущее.Зверев с необыкновенной нежностью и вниманием относился к детям — дочерям и сыновьям своих друзей. Рисуя детские портреты, Зверев писал не милую естественную непосредственность и природное обаяние - он изображал детей серьезными и сосредоточенными людьми, видя и прозревая не настоящее, но завтрашний день. |
Абстрактная композиция, 1958 г., б., гуашь, 59х41
Абстрактная композиция, 1959 г., б., гуашь, 58х40,5
|
Абстрактная композиция, 1960 г., б., гуашь, 60х41
Абстрактная композиция, конец 1950-х гг., б., гуашь, 54х37
|
Абстрактный портрет, 1958 г., б., гуашь, 57,5х40,5
Абстрактная композиция, конец 1950-х гг., б., гуашь, 49х34
|
Абстрактная композиция, 1959 г., б., гуашь, 41,5х57,5
Абстрактная композиция, 1957 г., б., гуашь, 59,5х42
|
АБСТРАКЦИЯ
В «Трактате о живописи» (1963год) Зверев писал - «Абстракционизм буквально врезался в мир"тихолюбия" и консерватизма, обрекая себя нападкам и жестокому неверию и поруганию общества... Тем не менее, влияние абстракционизма - велико и рапространяется тайфуном там, где еще вчера ютился живописец-обыватель, робко копируя горожан и царей, готовившихся на покой. Черным квадратом Малевича! Черно-иссиня с красными и желтыми! с протыкающими! небо! облако !- черточки-полоски, стрелы Кандинского!, поражающие в штурме великого знамения.." И каждая из работ Зверева стала истинным манифестом абстракционизма, как чистого искусства. |
Без названия, 1957-59 гг., бумага, гуашь
Тетка, 1950-ые гг., бумага, тушь
|
Человек в феске, 1957 г., б., гуашь, 55х38,5
Футболисты, 1957 г., бумага, гуашь
Старуха в платке, 1957 г., б., гуашь, 58х39
|
Д. Плавинский. Ночное видение над Иерусалимом, 2005
Л. Мастеркова. Композиция №18, 1978
О. Рабин. Вечер на Монмарте с фонараями, 2002
|
В. Ситников. Обнаженные
|
В. Немухин. Валет-мишень, 1992
В. Немухин. Валет-гитарист, 1992
|
В. Янкилевский. Голова. Рельеф, 1967
Е.Рухин. Без гназвания, 1971-е
|
Л. Кропивницкий, 1957
Э. Неизвестный. Скульптура. Бронза, 1960-ые
|
Н. Вечтомов. Пейзаж, 1990
В. Яковлев. Цветок на красном фоне, 1990
Ю. Соостер. Можжевельники
|
В. Яковлев. Цветок на красном фоне, 1990
|