Интервью Бориса Фридмана Музею AZ

     24 января в 20:00 в Музее AZ состоится встреча с коллекционером и куратором Борисом Фридманом.

     На выставке "Атака Дон Кихотов. Дали. Зверев" представлены девять литографий Сальводора Дали к роману Сервантеса из коллекции Бориса Фридмана.

     В коротком интервью, которое Борис Фридман дал Музею AZ, он рассказал о направлении livre d'artiste,  о своей коллекции уникальных изданий, известных как "книга художника", об открытиях и о будущем развитии своего собрания.

 

- Российская публика плохо знакома с жанром livre d’artiste, расскажите вкратце, что это такое, и в чем основные достоинства livre d’artiste для коллекционера или ценителя искусства. Где в России можно увидеть и приобрести такие издания?

 

- Вы недооцениваете российскую публику. Во всяком случае, ту ее часть, которая интересуется графическим искусством. За последние восемь лет в российских музеях прошло более двадцати выставок, полностью посвященных работам livre d'artiste. И многие зрители, посещающие наши выставки, уже очень неплохо ориентируются в работах этого жанра. Livre d'artiste – по моему непрофессиональному, но достаточно глубокому убеждению, - это самостоятельное направление в искусстве ХХ века, объединившее ведущих художников, скульпторов, писателей, поэтов, печатников и издателей, подвигших их на создание произведений, воплотивших в себе творческий потенциал всей этой плеяды мастеров ХХ века. Принципиальным отличием изданий livre d'artiste от всех прочих печатных изданий является то, что изобразительным материалом в них является обязательно оригинальная печатная графика: офорт, литография, ксилография. Следовательно, созерцая то или иное издание livre d'artiste, мы должны помнить, что перед нами оригинальная печатная работа ведущего мастера ХХ века. В нашей стране дилеры практически не работают с этим видом искусства. Поэтому ознакомиться с этими изданиями можно на выставках и в сопровождающих их каталогах.

 

- Кто из художников XX века был наиболее плодовит в этой области? Чьи работы больше всего ценятся? Появились ли в последние десятилетия заслуживающие внимание новинки?

 

- Наибольшее количество изданий livre d'artiste было подготовлено с Жоаном Миро. Каталог резоне с изданиями Жоана Миро содержит подробное описание около двухсот шестидесяти livre d’artiste c оригиальной печатной графикой художника. Наиболее дорогими сегодня на рынке являются отдельные издания Шагала, Пикассо, Матисса, Миро, Макса Эрнста, что и не удивительно. В настоящее время появление новых изданий такого уровня крайне редко. Это объясняется огромной трудоемкостью их создания. Ведущие художники сегодня предпочитают расходовать свое время на более эффективные в коммерческом плане проекты. Тем ценнее становится для нас наследие, оставленное нам мастерами искусства прошлого века.

 

- Чем примечателен вклад в жанр livre d’artiste Сальвадора Дали? Много ли сохранилось созданных при его участии изданий? Насколько уникален в этом смысле «Дон Кихот» 1957 года - для мировых и для российских коллекций?

 

- Сальвадор Дали был одним из лучших рисовальщиков ХХ века. Поэтому все, что создано с его участием в жанре livre d'artiste представляет для нас особый интерес. Его издания отличает виртуозная, интереснейшая графическая техника исполнения печатных работ: офортов, литографий, ксилографий. Оформление многих изданий livre d'artiste с графикой Дали осуществлялось им самим. При этом им создавались уникальные форматы изданий, необычные футляры для их размещения. Издание «Дон Кихот» с литографиями Сальвадора Дали является одной из интереснейших его работ. Соотечественник великого Сервантеса - Дали - ощущал перипетии романа и, будучи человеком ХХ века, по-своему откликнулся на них. Несмотря на то, что в 1957 году это издание было издано тиражом 197 экземпляров, в настоящее время их количество существенно меньше. Дело в том, что многие ведущие мировые галереи, заполучив это издание, распродают литографии из него по отдельности, фактически уничтожая этим конкретный экземпляр издания. Как следствие – это издание сегодня является библиографической редкостью.

 

- Существуют ли факсимильные издания знаменитых тиражей livre d’artiste и в чем - кроме года выпуска и аутентизма - их принципиальные отличия от оригиналов?

 

- Факсимильные издания livre d’artiste практически не существуют. Хотя для ознакомления любителей искусства с работами этого жанра такая деятельность была бы крайне полезна. Принципиальным отличием факсимильного издания от соответствующего оригинала livre d’artiste является отсутствие в факсимильном издании оригинальной печатной работы художника, которая заменяется его полиграфической репродукцией.

 

- Могут ли произойти открытия для знатоков искусства и коллекционеров в этом жанре?

 

- Безусловно! Стоит только стать на путь собирательства изданий livre d'artiste, и Вас ожидает интереснейшее путешествие в историю графического искусства ХХ века, встреча с удивительными историями создания этих произведений искусства. Ведь графика – это альма-матер живописного творчества, которую прошли все первые имена в искусстве прошлого века.

 

- Учитывая жесткие границы жанра можно ли говорить о предсказуемом конце коллекции?

 

- Теоретически – да, а практически - нет. Направление livre d’artiste – это пространство, напоминающее концентрические расширяющиеся от центра окружности. В сердцевине находятся мировые шедевры жанра, дальше все зависит от Вашего интереса к тому или иному характеру работ, той или иной художественной школе, тому или иному художнику. Это пространство настолько обширно, что реально поглотить его целиком, скорее всего, невозможно. Так что не опасайтесь конечности процесса собирательства произведений livre d'artiste и смело отправляйтесь в это захватывающее плавание!



К СПИСКУ НОВОСТЕЙ
↑ Наверх