Кинофестиваль итальянского кино. Выбор Андрея Плахова

ВНИМАНИЕ! 

В связи с большим интересом зрителей к кинопоказам, выкупайте билеты в кассе музея заранее!

 

 

КИНОФЕСТИВАЛЬ. Выбор Андрея Плахова.

 

"СОВЕТСКИЙ РЕНЕССАНС" И ИТАЛЬЯНСКИЙ ПОСТ-НЕОРЕАЛИЗМ. ПАРАЛЛЕЛИ

 

     Музей AZ – культурный центр, где сегодня сконцентрировано художественное наследие "Советского Ренессанса" - Зверева, Краснопевцева, Плавинского и других художников-нонконформистов поздней советской эпохи. В Москве музеем были организованы выставки, вписавшие это направление в широкий культурный контекст, в частности, кинематографический. Сейчас во Флоренции в здании фонда Франко Дзеффирелли развернута первая международная экспозиция музея - "Новый полет на Солярис": в ней сопряжены творчество Андрея Тарковского, работы упомянутых художников и дух современной им итальянской культуры.

 

     Идея кинофестиваля -- напомнить посетителям Музея AZ о великой эпохе итальянского кино, которую можно назвать "пост-неореализмом", или "вторым итальянским ренессансом". Появившиеся в эту эпоху фильмы вошли не только в историю кино, но и стали вершинами мировой культуры ХХ века.

 

     Куратор проекта - кинокритик и киновед, обозреватель газеты «Коммерсантъ», деятель международного кинофестивального движения, с 2005 по 2010 год — президент Международной федерации кинопрессы (ФИПРЕССИ) Андрей Плахов.

 

     Фильмы представляют историки кино, кинокритики Андрей Плахов, Лев Карахан, Андрей Шемякин.

 

ПРОГРАММА:

 

25 июля – «СЛАДКАЯ ЖИЗНЬ», Федерико Феллини (лектор - Андрей Плахов)

     «Сладкая жизнь» - культовый сатирический чёрно-белый кинофильм Федерико Феллини, премьера которого состоялась в 1960 году. Главную роль исполнил Марчелло Мастроянни. Фильм - обладатель главного приза 13-го Каннского кинофестиваля - «Золотой пальмовой ветви», и премии «Оскар» за дизайн костюмов. «Сладкая жизнь» считается кульминационной точкой в карьере Феллини, вершиной его режиссёрского мастерства.

 

1 августа — "КОНФОРМИСТ", Бернардо Бертолуччи

 

     Кинофильм итальянского режиссёра Бернардо Бертолуччи, снятый в 1970 году по одноимённому роману Альберто Моравиа. В этом фильме режиссера занимает запретная для послевоенной Италии тема фашизма — точнее, мотивов, которые толкали современников его отца в ряды партии Муссолини. Замысел состоял в том, чтобы через судьбу главного героя заставить зрителя почувствовать себя в положении пассивного соучастника фашистских преступлений.

 

8 августа — "БРАТ СОЛНЦЕ, СЕСТРА ЛУНА", Франко Дзеффирелли

 

     Франко Дзеффирелли снял фильм в 1972 году, положив в основу сюжета жизнеописание одного из самых почитаемых католических святых – Франциска Ассизского. Режиссер показывает мир глазами молодого и страстного человека, пытающегося объяснить людям, что такое справедливость в его понимании. Фильм проводит явную параллель между идеями святого Франциска и движением хиппи 1960-70 х годов.

 

14 августа — "СМЕРТЬ В ВЕНЕЦИИ", Лукино Висконти

 

     Фильм, вышедший на экраны в 1971 году, - экранизация одноименной новеллы Томаса Манна. В центре повествования – история композитора, который, переживая личный и творческий кризис, приезжает в Венецию на отдых. Но и здесь он не находит покоя, привлеченный изысканной красотой польского юноши – своей последней любви. Между тем, на город наступает эпидемия холеры, которая незаметно подкрадывается к герою. В фильме звучат фрагменты из Третьей и Пятой симфоний Густава Малера, поклонником которого был сам Томас Манн. Фильм получил множество наград, в том числе, и «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля.

 

21 августа — "ЗАТМЕНИЕ", Микеланджело Антониони

 

     Фильм «Затмение» вышел на экраны в 1962 году и стал завершением трилогии Антониони, начатой картинами «Приключение» и «Ночь». В главных ролях снялись Моника Витти и Ален Делон. Лента получила специальный приз Каннского фестиваля. В центре картины – история мятущейся героини, которая терпит поражение за поражением в личной жизни, режиссер продолжает и развивает тему экзистенциальной опустошенности внешне благополучных людей. Фильм «Затмение» одним из первых итальянских фильмов был показан в советском кинопрокате, хотя и был сокращен на 21 минуту.

 

23 августа — "ХАОС", Паоло и Витторио Тавиани

 

     Кинофильм режиссёров Паоло и Витторио Тавиани, вышедший на экраны в 1984 году, была снята по мотивам рассказов нобелевского лауреата в области литературы Луиджи Пиранделло. «Хаос» не является обычной и традиционной экранизацией — воссоздавая мир Луиджи Пиранделло и его героев, постановщики стремятся постичь особую природу творчества автора и его взаимоотношений с действительностью. В то же время они как бы приоткрывают личную художническую лабораторию и позволяют понять, как сами воспринимают искусство и определяют своё место в нём. Это - одна из лучших картин Паоло и Витторио Тавиани, в которой с наибольшей силой была выражена на экране удивительная поэтичность миросозерцания этих итальянских режиссёров. Оператором был приглашен Джузеппе Ланчи, который годом раньше снял «Ностальгию» Андрея Тарковского.

 

4 сентября — "ДЖУЛЬЕТТА И ДУХИ", Федерико Феллини

 

     Фильм «Джульетта и духи» вышел в 1965 году и стал первым цветным фильмом Федерико Феллини. Его замысел Феллини вынашивал долго – это был фильм для Джульетты Мазины, звезды итальянского кино и супруги режиссера, и о ней. Фильм получил премию «Золотой глобус» как лучший зарубежный фильм, премию Нью-Йоркского общества кинокритиков, как лучший зарубежный фильм. Также фильм номинировался на «Оскар» в номинациях лучший художник по костюмам и лучший художник-постановщик.

 

11 сентября — "РОККО И ЕГО БРАТЬЯ", Лукино Висконти

 

     Фильм Лукино Висконти, вышедший в 1960 году, стал первым фильмом великого кинорежиссера, который имел значительный коммерческий успех в Италии. В фильме снимались Ален Делон, Анни Жирардо, Клаудиа Кардинале, Клаудиа Мори. Герои фильма переселяются всей семьёй с патриархально-крестьянского Юга Италии на промышленно-городской Север, будто переходя из одной общественной формации в другую, это – история семьи на фоне истории, где каждый из братьев олицетворяет «время перемен». Исследователи не раз отмечали явные параллели с романом Томаса Манна «Иосиф и его братья». Среди прочих наград фильм получил специальный приз и приз ФИПРЕССИ на Венецианском кинофестивале.

 

18 сентября — "ТЕОРЕМА", Пьер-Паоло Пазолини

 

     Фильм культового итальянского режиссера Пьера Паоло Пазолини был снят в 1968 году по мотивам собственного романа. В безмятежной буржуазной жизни фабриканта и его семьи появляется таинственный незнакомец, который разрушает привычный мир. «Я превратил героя в метафизического небожителя. В нём можно видеть дьявола, а можно — сочетание бога с дьяволом» - писал Пазолини. После выхода создателя фильма обвинили в непристойности, но процесс закончился оправдательным вердиктом. Судья провозгласил, что произведение искусства не может быть непристойным.

 

25 сентября — "ФОТОУВЕЛИЧЕНИЕ", Микеланджело Антониони

 

     Фильм Микеланджело Антониони (1966) по мотивам рассказа Хулио Кортасара «Слюни дьявола», который был написан под впечатлением от просмотра знаменитого фильма Альфреда Хичкока «Окно во двор». Это -первый англоязычный фильм итальянского кинорежиссёра. Соавтором сценария выступил Тонино Гуэрра, одну из главных ролей сыграла Ванесса Редгрейв. Антониони снял экзистенциальную притчу о модном британском фотографе, который, случайно сняв якобы происшедшее убийство в лондонском парке, и, обнаружив полное подтверждение этого факта при помощи фотоувеличения, впоследствии не может найти никаких доказательств того, что это было на самом деле, а вовсе не пригрезилось ему. Фильм «Фотоувеличение» был удостоен «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля, а также номинировался на премию «Оскар» за режиссёрскую и сценарную работы.

 

2 октября – "ЛЕОПАРД", Лукино Висконти

 

     Историческая киноэпопея была снята в 1962 году по мотивам одноименного романа Джузеппе Томази де Лампедуза. В главных ролях снимались Берт Ланкастер, Ален Делон и Клаудиа Кардинале. Действие фильма разворачивается в середине 19 века, на фоне падения Палермо под натиском гарибальдийцев. В «Леопарде» Висконти приходит к «большому стилю». О съемках «Леопарда» ходили легенды: как снесли целый район Палермо, одели в старые костюмы потомков местных патрициев и завезли розы самолетами из Ниццы. В 1963 году «Леопард» получи «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля и до сих пор считается одной из вершин мирового киноискусства.

 

9 октября – "КАЗАНОВА", Федерико Феллини

 

     Фильм был снят в 1976 году и получил премию «Оскар» за лучшие костюмы. «Казанова» - вольное переосмысление исторических мемуаров знаменитого авантюриста 18 века. Феллини пригласил на главную роль Дональда Сазерленда, и построил повествование, как мозаику воспоминаний Казановы. Поначалу все его фантасмагорические приключения выглядят, как поиск женского идеала, но на самом деле идеалом для Казановы становится манекен, бездушная и безжизненная кукла.

 

16 октября — "РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА", Франко Дзеффирелли

 

     В основу фильма (1968) легла трагедия Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта». Экранизация Дзеффирелли с сохранением авторского текста была очень близка к шекспировскому сюжету, за исключением некоторых монологов и небольших сцен. Фильм стал кинематографическим дебютом 16-летней Оливии Хасси и 17-летнего Леонарда Уайтинга. Они стали первыми исполнителями ролей, чей возраст был очень близок к возрасту Ромео и Джульетты в пьесе. Филь завоевал две премии «Оскар», три – «Золотой глобус», и многие другие.

 

23 октября – "ОТЕЦ-ХОЗЯИН", Паоло и Витторио Тавиани

 

     История борьбы молодого человека с собственным отцом, с воплощаемым им патриархальным укладом жизни, преобладающим на Сардинии. Жизнь героя проходит в постоянном труде и одиночестве: он немеет от отсутствия общения, окруженный лишь курами да овцами; он вынужден терпеть побои за малейшую провинность; в 20 лет он не умеет ни читать, ни писать. Лишь в армии он получает начальное образование и с удивлением обнаруживает, что в мире есть много прекрасных вещей — музыка, литература, лингвистика. Фильм, снятый в 1977 году получил Гран-при ММКФ.

 

30 октября – "ЧУВСТВО", Лукино Висконти

 

     В 1954 году, после неореалистических фильмов, Висконти неожиданно снимает картину «Чувство», картину, насквозь пропитанную духом театра и оперы (на площадке ассистентом Висконти был Дзеффирелли). Лукино Висконти вспоминал: "Чувство" - другое дело, там был иной замысел. Начало картины очень четко это показывает. Мы видим представление оперы на сцене, и эта опера как бы перешагивает через рампу и повторяется в реальной жизни. Когда я приступил к съемкам, то понял: та атмосфера, которая должна держаться на протяжении всего фильма - атмосфера итальянской оперы». Изначально главные роли должны были играть Ингрид Бергман и Марлон Брандо. Но Бергман не отпустил на съемки Роберто Росселини. Затем отказался и Брандо.

 

6 ноября – "ЛЮДВИГ", Лукино Висконти

 

     Исторический художественный фильм-драма режиссёра Лукино Висконти, вышедший на экраны в 1972 году. Длительность полной авторской версии фильма превышает четыре часа. В основе сюжета — жизнь короля Баварии Людвига II, одержимого любовью к музыке Вагнера и строительству сказочных дворцов и замков. Висконти взял непосредственно период правления Людвига – от коронации до смерти. Людвиг - законченный романтик, который борется в своем сумасшедшем романтизме с суровой реальностью, с давлением общества, навязывавшего ему рамки нормальности монарха и человека вообще. В главных ролях снимались Хельмут Бергер и Роми Шнайдер.

 

Начало сеансов в 20:00

 

Стоимость билетов – 400 рублей

 

Билеты можно приобрести в кассе музея Музей AZ (2-я Тверская-Ямская ул., д.20-22, стр.2)



К СПИСКУ НОВОСТЕЙ
↑ Наверх