Праздник жизни и искусства

ПРАЗДНИК ЖИЗНИ И ИСКУССТВА

Мишель Берди

 

     Этим летом небольшой частный музей в центре Москвы отмечает большой праздник. Музей Анатолия Зверева (Музей AZ) празднует третью годовщину своего открытия выставкой, в которой собраны работы Зверева всех жанров и всех периодов его творчества. Арт-директор музея Полина Лобачевская отмечает: «У нас не было сложной концепции выставки, мы просто готовили праздник – столько самых разных зверевских работ, сколько наши залы могли вместить»

     Художник и его время Анатолий Зверев был одним из самых известных художников-нонконформистов послевоенного периода в СССР. И, без сомнения, одним из самых плодовитых: ему приписывается около тридцати тысяч работ. У него не было формального художественного образования, он не принадлежал ни к какому направлению или группе и работал во множестве жанров, включая живопись, графику и иллюстрацию. Он также писал стихи и трактаты, в том числе - об игре в шашки. Его стиль менялся со временем, не впадая в подражание ни одному художнику, и не теряя той индивидуальности, которая делает его работы узнаваемыми, независимо от года создания, техники или сюжета. Драматург Жан Кокто заметил, что он был единственным художником, самостоятельно прошедшим весь путь западной живописи от раннего Пикассо до шестидесятых годов.

     Быть «нонконформистом» в послевоенном СССР значило работать вопреки официальному диктату соцреализма. Это также значило не быть принятым в Союз художников, не иметь доступа к материалам (советские и зарубежные холсты, кисти, краски и бумагу могли купить только члены Союза); не иметь возможности выставляться и даже легально продать свои картины, а также рисковать быть арестованным за «тунеядство», поскольку занятие живописью вне Союза не считалось профессией. Работы Зверева часто созданы на плохой бумаге, обрывках, картоне или фанере, и на любой другой более-менее подходящей поверхности. За исключением небольшой выставки в Московском горкоме графиков в 1984 году, Зверев за свою жизнь ни разу не выставлялся на родине. Первая зарубежная выставка художника состоялась в 1965 году в Париже, а первая персональная выставка в России – в Третьяковской галерее тридцать четыре года спустя.

     Музей AZ был основан, чтобы собирать и сохранять зверевское наследие, а также знакомить публику с периодом необычайного расцвета искусств в Советском Союзе 50-х – 80-х годов. Эту эпоху, столь богатую на таланты, Полина Лобачевская называет «Советским Ренессансом».

 

Праздник искусства

 

     В Музее AZ нет постоянной экспозиции. Каждые три-четыре месяца он закрывается для полного редизайна своих трех этажей, чтобы подготовить пространство для новой выставки. Переоборудование – это не только установка временных перегородок: полная трансформация музея включает перекраску стен, специально спроектированные витрины, задники и рамы, новую подсветку, которая меняется несколько раз в час, позволяя по-другому взглянуть на работы; на стены проецируются фильмы и анимация, негромко играет специально подобранная музыка.

     Нынешняя выставка – не исключение. 250 представленных на ней работ – почти пятая часть зверевских вещей в музейной коллекции – включают портреты, пейзажи, рисунки, наброски, иллюстрации к Гоголю и анимационный фильм, специально созданный к выставке мультипликатором Михаилом Алдашиным. Это по-настоящему много для небольшого музейного пространства, но оформление и свет от Анатолия Голышева позволяют избежать ощущения избыточности. Стены контрастных цветов, плоскости света и тени, рисунки и картины, собранные в подобие иконостасов, помогают воспринимать каждую группу работ отдельно от остальных. Приглушенная музыка из 60-х, играющая по кругу, ненавязчиво подчеркивает праздничный настрой экспозиции.

 

Лучший русский рисовальщик

 

     Первый этаж выставки отдан зверевским портретам и автопортретам. На протяжении многих лет он приглашал женщин позировать себе своим фирменным «садись, детуля, я тебя увековечу». И именно это он и делал. Его женские портреты – среди самых известных и любимых его работ. Он также неустанно запечатлевал самого себя, оставив сотни живописных и графических автопортретов. На втором этаже расположилась еще одна подборка женских портретов, портретные наброски и ню. Здесь можно понять, почему Пикассо, увидев работы Зверева в Париже в 1965 году, назвал его «лучшим русским рисовальщиком». Здесь же собраны пейзажи – церкви, реки, сосновые леса, написанные с той же экспрессивностью, что и портреты, и создающие сложное впечатление увядания и красоты. На третьем этаже представлены ранние супрематические работы Зверева, в которых абстрактные и геометрические темы русского авангарда сочетаются с присущей Звереву богатой фактурой и цветом. К тому же раннему периоду относятся и иллюстрации к «Запискам сумасшедшего» Гоголя из коллекции Димитрия Апазидиса, выполненные в 1955 году и выставляемые впервые (как и очаровательная анимация, созданная на их основе Михаилом Алдашиным).

     Пройдя всю выставку, вы уходите с пониманием выдающегося дарования и масштаба Анатолия Зверева. Но что, быть может, важнее, вы уходите с необычайным чувством полноты и радости жизни. И это, наверное, главный зверевский дар.

 

Статья на английском языке здесь - https://themoscowtimes.com/articles/celebrate-life-and-art-with-anatoly-zverev-62262



К СПИСКУ ПРЕССЫ
↑ Наверх