Портрет В. Хлебникова
Портрет М. Лермонтова
Автопортрет
Зверев был не только виртуозным рисовальщиком, но и одаренным поэтом. Его поэтическое наследие —
сотни тетрадей со стихами. Он писал аккуратными печатными буквами, часто причудливая графика
строф сама по себе становилась произведением искусства.
Любимыми поэтами Зверева были Лермонтов и Хлебников. От Лермонтова он взял глубокую
лирическую интонацию, от Хлебникова — футуристическую динамику ломаного стиха.
Музей планирует подготовку издания стихов Анатолия Зверева.
СТИХИ К ОКСАНЕ АСЕЕВОЙ
В 1968 году Зверев познакомился с вдовой поэта Николая Асеева — Оксаной Михайловной.

Оксана (Ксения) Михайловна Асеева (в девичестве Синякова) родилась в Харькове в 1892 году. Харьков начала века
был по-европейски свободен, и в его культурной среде происходил свой удивительный Ренессанс. Одним из центров
художественной жизни Харькова в 1910–1920-х годов был дом Синяковых и их дача «Красная Поляна» вблизи города,
где часто бывали молодые харьковские художники В.Ермилов, Д.Бурлюк, а также уже известные к тому времени
футуристы – В.Хлебников, В.Маяковский, Н.Асеев и Б.Пастернак. Лиля Брик вспоминала: «В их доме родился «футуризм».
Во всех них поочередно был влюблен Хлебников, в Надю – Пастернак, в Марию – Бурлюк, на Оксане женился Асеев».
Асеев и Оксана Михайловна прожили вместе очень долгую жизнь, вплоть до смерти Николая Николаевича в 1963 году.
Асеев считал Оксану Михайловну вдохновительницей всех своих стихов.
Зверев и Асеева встретились в 1968 году. Эта встреча изменила судьбы обоих. Он страстно и преданно полюбил
Оксану Михайловну. Она сразу признала в нем гения и человека своего круга. Анатолий Зверев и звезда
Серебряного века были вместе 17 лет до смерти Оксаны Михайловны в 1985 году.
РАЗВЕ ЕСТЬ ЕЩЕ
ПОДОБИЕ ТЕБЯ?
– НУ, КОНЕЧНО, – НЕТ –
И НЕ ПРИСНИТСЯ…




Я преклоняюсь пред тобою
В – ногах я – у – тебя
Но нет тебя – а я все преклоняюсь
– и падаю вдруг ниц –
– у ног твоих
– и этот стих
валяется со мною
Я преклоняюсь пред тобою
– в стих
иду, чтоб послужить
стихией
Своих желаний выразить
слова
И дифирамбом буквы в слово
славой
Сливать спешу из падших слов ума
Иди – иди – приди ко мне скорее
Хорошая любимая моя...
Упавший лист златою непогодою…
– Я негодую – и – томлюсь душой –
своей;
– Что – вам – угодно? –
лист спросил
Дубовый,
− и я ответил: «Думаю… О – Ней!»
…в волосах запутан
цветик ржи –
Рыжая – красивая – багрянет
На полях синеющей тоски...
Здравствуй солнышко,
мой свет
Голубая с тенью
У любви один ответ:
– Здравствуй, Ксеня
Здравствуй, голубой глазок
Мутными слезами
Посмотри хотя б разок
С розою, с щеками
Здравствуй, черное пальто
Шуба что с мороза
От плиты к тебе идет
Старая гумоза
Здравствуй, розочка и цвет
Незабудка милая
Мой всегда тебе совет
Взять меня из Свиблова
Здравствуй – здравствуй
Носик красный
С холода слеза
Голубой цветочек ясный
Подойди, сюда
Пред красотою
пред твоею
брошен всякий стих
– И мир –
на выбор –
– но веселей с тобою
Я преклоняюсь
пред тобою
Маем маюсь –
стесняясь чего-то,
заикаясь любовью
своей –
– от России –
рассеянной ветром –
– серым – облаком
тучкой к тебе
Оглянись еще разок
и вернись
Ангел, голубой глазок
Ко – мне наклонись
Обещает любовь –
– только
в чаяньи
тихой души –
– просит чаю
ночами
с очами –
с голубыми пить
с этой руки,
принимая стакан
или чашку
доброй леди и милой души
…берег всегда
тоскливый –
волны опять тревожут
взгляд голубой сиротливый…
ласковый, нежный
– и что же
мойся майской
водою
кожа
– А я на рогоже –
мир сотворяю Божий…
Каюсь всегда пред
тобою –
Раб я под вашей пятою
С ржавой лопатой бреду
И от любви что в бреду
Ленточкой ты голубою
В небе на облаке спишь …
Увидев раздраженье -
- она была как тут
- и кактусом сраженья
вонзает стрелы в суть -
Борьба ее со мною
Ведется внезначай
Воюет и смеется -
И пьет с тобою чай -
– Я синие глаза люблю твои.
А глаз куда ни кинь –
повсюду ты.
О, все цветы у красоты,
у высоты высот, у гор…
Там, где немыслим никогда
индус Рабиндранат Тагор.
И не гранит его хранит
средь гор и горя,
его единственно хранит
исток с горы, с форелью споря.
О горе-горе! О горе гор!
И с гор родник из утомленья
к счастью рвется.
Печаль моя – замает у плеча
Причалила к плечам, отчаен я
Печаль печатает читай
Печаль моя – прощай
Печаль моя – завьюженная снегом
Свистит над крышей, у окна
Пронзает душу жестким снегом
Печаль моя
Печаль моя – умоется слезою
Печаль моя – у стекл окна
Она грустна и тяжела, безмолвна
Печаль моя – из полотна
Печаль моя – за маем, за июлем
За августом – за месяцем любым
Печаль моя – меня не позабудет
Печаль моя – поет мне
горя гимн
Печаль моя – перчаткою печалит
И машет – в даль уходит вдруг…
Лети – лети
осенний лист
На лист
истерзанного сердца
Под этот визг
Под ту песнь…
Но я тебя лишь
понимаю
– И потому
Родился я
Твоею осенью
не в мае
Милая скромная радость
– ты – утешенье мое
– Знаю я –
гадость и
пакость
– Нас поджидают
Вдвоем – но
На страницах
тетради
Ради
любви твоей –
– я попрошу, чтоб
писали –
Что нам придумать
скорей.
Ну, а пока –
до свиданья –
– стар я стал думать
в борьбе
– Ноги сломали
и руки
В голову били в гурьбе
Ты, ведь, одна только
Можешь
Вдруг меня пожалеть –
Ты, только, –
Ты лишь – способна
Знать меня в будущем,
впредь
На смерть Оксаны Асеевой (1985 год)

Синенький
милый
платочек
утих.
Анатолий Зверев написал сотни автопортретов.
Его автопортреты в прямом смысле являются его биографией, своего рода
художественным дневником. Паола Волкова отметила, что в жизни Зверев
был «человеком-карнавалом», но в его автопортретах нет маски —
в них он воплощает себя. То же можно сказать и о стихах Зверева —
тех стихах, которые он пишет, как себя.



Я снова, вновь тут повторяю -
говорю, что мир — велик
по относительности всюду
И за условность все берут -
лишь потому, что мир условен
И верность нужных впечатлений
(а впечатление везде)
найдет в себе художник-гений
на лучшей собственной звезде.
Искусство — птицы крылья,
Искусство — цвет зари,
В искусстве же попробуй-ка
себя — узри.
…..и ты работаешь над избранным холстом,
малюя с аллилуем тысячи мотивов,
избрав себе за лучший вариант,
чем некогда доволен был Рембрандт,
Веласкес,
Рафаэль:
ты видишь а закате ель,
сосну прекрасную и пихту -
и говоришь, что это — рихтихъ -
и начинаешь день и ночь
мечтать,
как лучше миру преподать
строенье форм цветов
и форм вне норм ремесленников диких,
хотя, быть может, и великих -
рихтихъ.
Обезглавлен,
обездолен,
- и беспечен
и угрюм -
и в страдании
обычном
полезаешь снова
в трюм
сна, работы
бесконечной -
чтобы вечность увидать
и стараешься
безмерно
непременно чтоб
догнать
век, упущенный...


Пусть розовеет и краснеет
Сад одичалого плетня
Пусть солнце в золоте синеет
Средь бела дня
Пусть в небо синими рядами
Плывут век облака
Пусть над зелеными грядами
Цветут колокола…
1960

О, где разгулье жизни рая,
О, где печали и страстя́
О, где ты жизнь, где помирают
Различные мастя́.
1960

- Что задумалась ты, приуныла,
Отчего не спишь?
- Дорогой, все так постыло
Я простыла – вишь?
- Отчего ты, друг, тогда
Не выпьешь чаю с медом?
- Чай не нужен мне - вода!
Лучше дай с комода
Зеркальце: я молода
Посмотрю на «морду».
Подал зеркальце я ей
Посмотрела – что же?
Стало душеньке моей
Легче, лучше то же.
А теперь пошли гулять
На бульваре сыро.
Нам на сырость наплевать
Все бывает в мире.
То погаснет свет зари
То зажжет луною
Дни с зари и до зари
Все передо мною
То прольют дожди, то снег
То метель, то буря
Для прогулок нет помех
Если вы обули
В дождик сапоги, в метель
Валенки и шубу
Так что всяку катитель
Вспоминать не буду
1960

…Не утрируя есть искусство.
Оно разно и флаг его всяк.
И пустяк, что так всё безобразно.
Голос смелых ещё не иссяк.
Солнце тёмное
Солнце ясное
Возле тучки пригрелось
Напрасно я
Плачу
Льётся слеза из глаз.
Дух уходит от нас.
1964

лягушки раки рыбы
животный мир и все
что называлось птицею
иль кошкой за окном
в весне все растворилось
все провалилось все
засуетились пташки
запели петухи
в полях в пшенице кашки
сиренево цвели
гудит болото вечером
поет гармонь в саду
от делать может нечего
по листьям ветер дул
гуляет в травах молодость
и мнет в кустах цветы
и пишет поэт с гордостью
отдохнешь и ты...



↑ Наверх