ИЗДАТЕЛЬСКИЙ
ПРОЕКТ МУЗЕЯ АЗ
На страницах своих изданий Музей АЗ представляет уникальные арт-проекты. Альбомы, вышедшие под грифом "АЗ", - не просто иллюстрированные книги. Это - художественная лаборатория, поле для эксперимента, где решаются задачи, сопоставимые с созданием полноценных выставок. Речь идет не только о поиске, отборе и осмыслении редкого материала, связанного с жизнью и творчеством Анатолия Зверева. Каждая книга в своем образе (кураторском и дизайнерском) созвучна изобретательности и многогранности ее героя. Для первых публикаций из огромного наследия художника выбирались темы и сюжеты, наиболее актуальные для сегодняшнего дня и наименее известные даже специалистам. Издательский проект Музея АЗ стал одним из воплощений Зверева, как личности и художника, изменил взгляд на его работы, дал новую жизнь ему самому во всем его многообразии и глубине.
Иллюстрации Анатолия Зверева к русской и мировой классике (Апулей, Гоголь, Андерсен) десятки лет пролежали в архивах и частных коллекциях. Новаторство и смелость, с которой Зверев "взорвал" привычные рамки иллюстрирования, могут быть оценены именно сейчас, в век авангардных ракурсов и "клипового" мышления.

«ГОГОЛИАДА АНАТОЛИЯ ЗВЕРЕВА»
В истории русского искусства нет других столь экспрессивных рисунков к повестям Гоголя («Вий», «Тарас Бульба», «Пропавшая грамота»). Любимый писатель художника вдохновил его на одну из самых эффектных графических серий, исполненную, по выражению Игоря Золотусского, «в вихре восхищения и ужаса».
«АНАТОЛИЙ ЗВЕРЕВ
РИСУЕТ СКАЗКИ АНДЕРСЕНА»
Виртуозные рисунки Зверева к пяти сказкам Андерсена
(«Соловей», «Новое платье короля», «Свинопас», «Русалочка», «Дикие лебеди»).
По авторитетному мнению ведущих специалистов, это одни из лучших рисунков,
когда-либо созданных по мотивам великого датского сказочника.
ЛУЦИЙ АПУЛЕЙ.
«МЕТАМОРФОЗЫ, ИЛИ ЗОЛОТОЙ ОСЕЛ»
Иллюстрации к эротическому и мистическому произведению античности, которому подступались почти все художники ХХ века. Провокационно, изящно, глубоко и многогранно. В соперничестве с многочисленными «Метаморфозами» западных модернистов Зверев выходит победителем.
Тысячи автопортретов художника, создававшиеся им на протяжении всей жизни вплоть до последних дней, - это биография и исповедь человека ХХ века, сопоставимая с величайшими творениями в этом жанре Рембрандта и Ван Гога.
«АНАТОЛИЙ ЗВЕРЕВ. 100 АВТОПОРТРЕТОВ»
Эксклюзивное издание и по составу произведений (большинство из которых ранее не публиковались), и по дизайнерскому исполнению. От быстрых скетчей до программных картин, от «масок» до возвышенных ликов и тонкого психологизма. В статье, написанной специально для этой книги, культуролог Паола Волкова ставит Зверева в один ряд с гениями, определившими пути мирового искусства в самопознания человека.
Жанровые рисунки, создававшиеся по моментальным впечатлениям жизни в Сокольниках 1950-х годов, графическая феерия, исполненная на спектакле мима Марселя Марсо, и зарисовки животных и птиц, равные по уровню и качеству исполнения «зоопаркам» старых мастеров.
«АЛЬБОМЫ ДЛЯ РИСОВАНИЯ »
Каждый лист Анатолия Зверева по-своему гениален и самоценен. Но именно в альбомном варианте, когда, оттолкнувшись от одного мотива, художник импровизирует и на каждой новой странице дает все более и более выразительные ракурсы и образы, возникает то ощущение совершенства, которое всегда потрясало его зрителей.
А не пойти ли нам
в зоопарк?


«ВОКРУГ И ОКОЛО»
Анатолий Зверев был не просто художником своего круга и представителем определенной художественной
среды. Все, кто знали его лично, все, кто хотя бы раз увидали его живопись и графику, единогласно признавали
в нем уникальный феномен. Он был художником, существовавшим вне рамок, стилей, направлений и концепций.
«Искусство — это ты сам!» - восклицал Зверев, утверждая абсолютную личностную и творческую свободу.
Одни из лидеров живописи направления нон-конформизма Дмитрий Краснопевцев без сомнения признавал
Зверева, как самого талантливого художника.

Книга «Вокруг и около» одновременно является исследованием художественной жизни Москвы во второй
половине прошлого столетия и иллюстрированным альбомом. «Вокруг и около» посвящена творческому
и личному окружению Анатолия Зверева, лучшим представителям неофициального искусства, которых
он запечатлел в галерее виртуозных портретов.
Как a жил?
Я никогда не жил,
я существовал.
Жил я только
среди вас...
Зверев
«55 ФАКТОВ О ХУДОЖНИКЕ ЗВЕРЕВЕ,
КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНЫ ВСЕМ»

Жизнь и творчество Анатолия Зверева давно превратились в миф: они тесно переплетены с его картинами, с его скитальчеством, с образом романтического гения. 55 лет жизни и 55 фактов, без которых невозможно представить сам феномен Зверева, зафиксированы в новой книге Издательского проекта Музея АЗ.

Подобно тому, как на зверевских картинах из кажущегося хаоса линий и пятен рождается выразительный портрет или пейзаж, так и в этой книжке и неожиданного пасьянса «фактов» возникает образ художника, преодолевшего земное тяготение ради полета в будущее.
По рисункам моим и картинам можно видеть и слышать меня!
Зверев
ФИЛЬМ «АЗ — ЭТО Я КАК РАЗ!»

Музей АЗ готовит в выпуску фильм, посвященный открытию музея и первой выставке «АЗ — это Я как раз!».
Фильм рассказывает о жизни художника Анатолия Зверева и представляет выставочную концепцию — биография,
запечатленная в серии автопортретов и портретов людей, которые окружали Зверева в течение всей жизни.
Его друзья, его любовь, его виртуозные картины и стихи, его парадоксальные высказывания и экстравагантные
поступки становятся ярким, эмоциональным кино-повествованием.

Фильм «АЗ — это Я как раз!» станет первой серией нашего «изо-сериала», который будет последовательно
фиксировать жизнь музея и раскрывать все многообразие творчества Анатолия Зверева.

Автор сценария и режиссер — Зоя Апостольская. Текст читает народный артист России Александр Филиппенко.
Тот факт, что сразу по выходе в свет каждое издание Музея "АЗ" становилось библиографической редкостью (первые тиражи были раскуплены почти полностью), получало награды (NONFICTION, шорт-лист премии "ЖАР-ПТИЦА") и высокие оценки авторитетных критиков, говорит о востребованности книг и альбомов, связанных с именем Анатолия Зверева, об актуальности и своевременности наследия великого художника. Именно поэтому издательский проект Музея АЗ обречен на продолжение: Зверев будто подмигивает нынешнему читателю, приглашая его следовать за собой, и делает свой знаменитый широкий шаг, исчезая за очередной обложкой. На каждой странице — живой и меняющийся мир Зверева, в каждой книге — совершенно новый образ самого художника. И эти образы неиссякаемы.
«Апулей. Золотой осел»
«…я мог бы сравнить Зверева с Пикассо. Пикассо тоже иллюстрировал античность (Овидий «Метаморфозы»). Но ведь если сравнить Зверева и Пикассо, то можно смело сказать, что Зверев в чем-то даже лучше Пикассо. Место Зверева в мировой книжной иллюстрации очевидно, но пока никем не обозначено. Нам следует оценить его, как книжного художника, потому что это — непривычный Зверев и для публики, и для специалистов.»
АНДРЕЙ САРАБЬЯНОВ, искусствовед.

«Я никогда не видел таких иллюстрации к Апулею — чудо! Они абсолютно лишены прямой мирискусснической эротики. Нет, они не эротичны, и непонятно даже, как это сделано. Так шла его рука, и это настоящее чудо и настоящая тайна».
ЕВГЕНИЙ СИДОРОВ, литературовед.


«Гоголиада Анатолия Зверева»
«Я очень люблю Гоголя. А в последние дни я полюбил и Зверева тоже. Это замечательное художественное издание, оно сделано на высоком, аристократическом уровне... «Гоголиада» - книга, которая состоит из вольных иллюстраций. Зверев на абсолютной высоте. И в выражении томительной страсти страсти и чувства, и в изображении красоты. Мне кажется, что Зверев вынул из своей души то, что его давило, тревожило, а, может быть, и страшило, и перенес на эти листы. И передал нам свое ощущение, как никто из художников, которые иллюстрировали Гоголя.»
ИГОРЬ ЗОЛОТУССКИЙ, литературовед.


«Зверев. Любовь»
«Удивительна книга «Зверев. Любовь». Книга не может не вызвать интереса во всех отношениях — в первую очередь, в силу необычности самой любви Анатолия Зверева и Оксаны Асеевой. Прекрасные иллюстрации, чудесные стихи и слова Зверева. Эта книга сама по себе имеет ценность, как поэма в прозе и в иллюстрациях».
ЛИДИЯ ИОВЛЕВА, искусствовед.


«Анатолий Зверев рисует сказки Андерсена»
Книга - лауреат Международной книжной ярмарки NONFICTION 2013.

«Мне удалось показать Андерсена на Трауготовских чтениях в Петербурге. Зверевская графика получила очень высокую оценку не только искусствоведов, но и самого Александра Траугота, который рисовал Андерсена всю жизнь. Он с таким восторгом листал эти книги, так восхищался, и мы думали о том, что когда юный Траугот принес свои илюстрации в издательство, то его очень поддержал корифей книжной иллюстрации Лебедев. У Зверева такой поддержки не было. Его прекрасные сорок работ пролежали около 50 лет в архиве и только сейчас увидели свет».
ЛОЛА ЗВОНАРЕВА, искусствовед.


«100 автопортретов»
«Это не просто книга — это дизайн-объект, где текст взаимодействует с автопортретами. Слово, буква, фраза выступает в картинах Зверева часто самостоятельным выразительным элементом. В современной культуре стал очень популярен жанр автопортрета — люди фотографируют самих себя и размещают свои фото в социальных сетях. Новые технологии дали человеку инструмент изображения и фиксации себя и мира вокруг. У Зверева этот инструмент был уже тогда. Но этот инструмент не просто сканировал, он анализировал и пропускал сквозь себя».
АРТЕМ ГОЛЕНКОВ, журналист.
Выставка «На пороге нового музея» не только представила концепцию экспозиционного пространства будущего Музея АЗ, но и познакомила широкую публику с удивительными книгами и иллюстрированными альбомами. В течении года Издательский проект Музея АЗ подготовил уникальные издания работы Анатолия Зверева и его иллюстрации к мировой классике. Именно эти издания стали предметом детального и пристрастного внимания искусствоведов, литературоведов, писателей и издателей.
В разговоре принимали участие ведущие литературоведы — Лев Аннинский, Игорь Золотусский и Евгений Сидоров, искусствоведы - Лола Звонарева, Михаил Каменский, Кира Сапгир, Андрей Сарабьянов, Лидия Иовлева, писатель Петр Алешковский, журналист Артем Голенков, арт-куратор и автор Издательского проекта Полина Лобачевская.
Алешковский.
Прекрасно, что мы все встречаемся сегодня в залах, где проходит выставка Анатолия Зверева «На пороге нового музея», и имеем возможность говорить одновременно об издательском проекте, о прекрасных книгах и о выставке, о тех картинах, в окружении которых мы сейчас находимся. Эта выставка заставила меня совершенно по-другому посмотреть на этого художника. Талант Зверева был вулканом, который везде и всюду заявлял о своей гениальности и осознавал себя таковым. И я понимаю, что цель людей, которые столь отважно создают Музей АЗ ровно таковой и была — показать масштаб творческой личности и ввести художника в большой пантеон, тот пантеон, которого он заслуживает.


Лобачевская.
Эта выставка идет при огромном стечении людей — от тысячи до 2 тысяч человек в день. И очень много молодежи. Их эмоциональный отклик поражает. Это неожиданно в понимании художника. Меньше, чем за месяц на выставку пришли более 40.000 человек, наши издания приобрели свыше 15.000 человек. Это — огромные цифры. Такое ощущение, что это художник не просто нынешнего дня, а художник будущего. Публика, независимо от возраста и социального положения воспринимает его, как художника очень и очень большого.


Алешковский.
Выставка уникальна и демонстрируют ультрасовременный подход. Тут, на выставке, действительно очень много молодых людей и это видно сразу. Это феноменально. Полтора десятка зверевских работ есть в Третьяковке. Но таких выставок, как эта — по своему объему и по уровню выставочной культуры, по концептуальному решению и многообразию средств - почти не доводилось видеть.


Каменский.
Подобные выставочные залы — это совершенно новый подход. Не только кураторский, искусствоведческий с точки зрения селекции, но это совершенно иная стадия понимания Зверева, того, каким образом нужно относиться к его творчеству, и каким образом его показывать для того, чтобы он встал на свое место и в истории искусства и в общественном сознании. Из всей плеяды шестидесятников в когорте художников Зверев оказался самым известным, и вот эта его невероятная известность, к моему сожалению, происходит не из его истиных достоинств, а из той коммерческой, рыночной, вульгарной интерпретации его в 90-х годах. Выходя сейчас на новый цикл, надо сказать, что настал момент очищения имени Зверева от шелухи.
Возникающий музей, как культурная институция и как мощный рупор пропаганды зверевского творчества, позволит восстановить пробел в представлении об истории современного искусства. И книги работают на будущее музея и будущее художника.


Аннинский.
Здесь и сейчас происходит нечто новое и для меня необъяснимое. Я хочу понять, что современный зритель берет из непредсказуемых картин Зверева. Что составляет питательную, насыщающую суть? Мне кажется, сегодня зритель ищет то, что он не может взять ни от бунтарей, ни от распластавшихся в реальности потребителей. Что он видит в живописи Зверева? Если рядом с автопортретом висит портрет, то видно, что герой либо никуда не смотрит, либо никуда не хочет смотреть. Зверев всегда смотрит на нас, мы всегда видим его глаза. А что мы видим в глазах? Я думаю, что в его глазах современный человек видит следующее - «Не бунтуй, дурак, и не распластывайся в благоговении. Будь умнее ситуации. Впишись в ситуацию — она до тебя и после тебя будет.» Он сам спокойно вписывался в любую ситуацию, и в любой ситуации он был загадочно автономен. И это мало кому удается. Нужно уметь быть самим собой в любых обстоятельствах. Человек неисправим. Фазиль Искандер говорил - «Человека нельзя улучшить, его можно на время умиротворить». Я был поражен автопортретом, который Зверев писал за 2 недели до смерти. Ему держали зеркальце и он писал. В этом и счастье, и несчастье. Он понимает, что он кончается, но он может об этом сказать, потому что он еще не кончился, и никогда не кончится. Это загадочное качество Зверева, которое и делает его одним из самых интересных художников современности.
Алешковский.
Будущий Музей АЗ представляет Зверева и как героя большого количества книг, поразительного иллюстратора великой литературы — от Апулея до Гоголя. Здесь, в поднятых архивных материалах, в грандиозном труде издателей, Зверев предстает в совершенно новой ипостаси — умного, тонкого, проникновенного иллюстратора. И не просто иллюстратора — каждого из авторов Зверев видит через призму своего собственного восприятия — личности, общества и времени.


Золотусский.
Зверев увидел Гоголя. И Зверев оказался на абсолютной высоте. И в выражении томительной страсти, и чувства, и в изображении красоты. Мне кажется что Зверев вынул из своей души то, что его давило, тревожило, а, может быть, и страшило, и перенес на эти листы. И передал нам свое ощущение, как никто из художников, которые иллюстрировали Гоголя. Это, может, расходится с какими-то сюжетами Гоголя, но не расходится с гоголевским представлением о черноте, которая существует в душе человека. «Страшна душевная чернота» - писал он в «Выбранных местах из переписки с друзьями». Гоголь не стал углубляться в это подполье, но оно его испугало и потрясло. Теперь, когда мы держим в руках зверевскую «Гоголиаду», становится понятно, почему Гоголь оказался рядом со Зверевым - Гоголь дал возможность высказать то, что Зверев не высказывал в своих портретах. В иллюстрациях видны восхищение и ужас, ужас, который внушает не столько Гоголь, но сама жизнь.
Я очень люблю Гоголя. А в последние дни я полюбил и Зверева тоже. «Гоголиада» - книга, которая состоит из вольных иллюстраций. Но это не легкое вальсирование. Зверев был взрывным, своего рода катастрофическим талантом. И его иллюстрации похожи на состояние, когда человек оказывается в вихре вдохновения, он превращается в странное существо, которое, может быть даже, не имеет разума, у которого есть только зрение, и мир входит в него через расширенные зрачки. Книга прекрасна тем, что она прорежена текстами Гоголя. Зритель, читатель может читать книгу дважды — читать Гоголя, а потом вглядываться в иллюстрации Зверева. Прекрасно, что выделены строки, которые проиллюстрированы Зверевым. Это создает ощущение не столько научного, сколько глубоко человеческого подхода к глубоко человеческому творению. Образ этих книг, их исполнение, предсказывает нам, каким будет музей Зверева. Он будет событием, которое, как и природа таланта Зверева, будет взрывом.


Иовлева.
Удивительна «Гоголиада», но удивительна и книга «Зверев. Любовь». Книга не может не вызвать интереса во всех отношениях — в первую очередь сама необычность этой любви. Но в книге это подано так, что эти чувства выглядят чисто и прозрачно, не возникает сомнений в том, что есть в этом что-то странное, лишний раз убеждаешься, что настоящая любовь — любовь чистая. Анатолий Зверев и Оксана Асеева были подлинно счастливы и книга показывает, как два одиноких человека избавили себя от одиночества. Прекрасные иллюстрации, поразительно выстроена драматургия коротких и емких комментариев, композиция из стихов и слов Зверева. Это — не книга, это — создание. Поэма в прозе и в иллюстрациях.
Книги, представленные издательским проектом Музея АЗ, представляют Зверева совершенно с другой стороны. Мне казалось, что я знаю Зверева, но я не предполагала, что это — настолько серьезный, глубокий и самостоятельный художник. Теперь видишь, что это не просто гениальный самородок и чудак, а очень умный художник и человек.


Сидоров.
Все книги изданы так, будто ты ходишь по нескольким разным выставкам. Даже когда Зверев пишет акварелью, гуашью, маслом, тушью, он просится в альбом, и по формату и по стилю, и по движению, и подобный вид издания абсолютно раскрывает Зверева.
Огромное впечатление производит альбом автопортретов. Женские портреты, многочисленные, похожи друг на друга, но когда ты видишь автопортреты, то здесь только глаза - одни и те же, и в них отражены совершенно разные состояния мира и человека, который смотрит на тебя. В автопортретах - история жизни художника и история жизни вообще. На зверевских автопортретах ты видишь печаль, мудрость.
Зверев не примыкал ни к какому направлению. Он хотел жить свободным, и он хотел быть свободным в то время, когда это было невозможно. Он по своей модернисткой манере, он по духу был близок к эпохе Возрождения. Он пробовал все — вот он пишет стихи любимой женщине, но это стихи художника, для него важны цветовые детали, удары кистью. Он писал и прозу, и трактат об искусстве вслед за Леонардо. Вы посмотрите, какие у него были амбиции, про которые он не любил говорить и никогда вслух не говорил. Он хотел мыслить о мире, как Леонардо, и это тоже создает впечатление большого одинокого художника, который не в стае, не ходит на совместные мероприятия, но страстно желает понять мир и себя в мире. Несколько дней назад я даже не думал об этом. Но появились эти книги. Появились сюжеты и иллюстрации. Я никогда не видел таких иллюстрации к Овидию — чудо! Они абсолютно лишены прямой «мирискусснической» эротики. Это не Сомов, да это и не Пикассо, между прочим. Нет они не эротичны, и непонятно даже, как это сделано. Так шла его рука, и это настоящее чудо и настоящая тайна.
Аннинский.
Не буду говорить о «Гоголиаде», об Апулее и о книге «Зверев. Любовь». Я скажу о «Ста автопортретах». Я стал в них вглядываться и поделюсь с вами тем ощущением, которое я оттуда извлек. Берете любой портрет, или из ранних пятидесятых, он не прямо смотрит, а отведет куда-то глаза и под каким-то углом твой взгляд своими глазами находит, и ты понимаешь, что не просто он в глаза тебе посмотрел, а что-то произошло и он твои глаза нашел. Это — в ранних, ясных, реалистических автопортретах. Иногда кажется, что он — в модной шапочке, иногда, что в смятой буденновке. Это не важно, просто это — то самое путешествие взгляда, которое тебя приковывает. Есть автопортрет ростовой — а вокруг — пусто. Пусто вокруг. Где ты, неважно. Только взаимодействие.
Я помню, как в шестидесятые я ходил по всяким полузапретным мастерским. Полузапретные тусовки художников — это всегда большой стол, некоторое количество мастеров, которые пробрасывают бесчисленное количество листов без особых замечаний. Я стою и смотрю, как эти листы пробрасывают, и вдруг что-то меня толкнуло, и я издал возглас «А это что?». «Зверев» - ответил мне хозяин, не углубляясь. Так это имя вошло в мое сознание. Я мучительно стараюсь вспомнить, что было изображено на этом листе такого, что я сразу вскинулся. Это был черно-белый рисунок, и соотношения штриха и пятна было таковым, что мгновенно отпечатывалось в сознании. Нужно быть большим мастером, чтобы эти вещи на листе вступали между собой во взаимодействие и работали. Потом, когда мне попадались работы Зверева уже с цветовыми пятнами, я поражался, как это неожиданно, и как при этом естественно. Как это может быть? А вот смотришь портрет — штриховка, пятна, ничего невозможно понять, но сразу же осознаешь, где глаза. Сразу видишь глаза. В глазах, как я стал понимать, все и дело.


Голенков.
Буквально несколько слов о книге «Сто автопортретов». Это не просто книга — это дизайн-объект, где текст взаимодействует с автопортретами, и если вспомнить, то слово, буква, фраза выступает в картинах Зверева часто самостоятельным выразительным элементом. Здесь части приходят во взаимодействие, книга, как творческая работа. Меня заинтересовала тема — для массового зрителя Зверев открывается впервые. Невозможно пройти мимо того, что художник рисует себя на протяжении многих лет. Это — самолюбование? Нет, это, скорее, пристальное внимание к тому что происходит внутри самого человека, и недаром художник выбирает для себя коронный жанр - жанр автопортрета. Это не салонность, это - сфокусированность на человеческом масштабе. Поэтому он очень понятен и востебован у современного зрителя, который хочет разобраться в себе. В современной культуре стал очень популярен жанр автопортрета — люди фотографируют самих себя и размещают свои фото в социальных сетях. Новые технологии дали человеку инструмент изображения и фиксации себя и мира вокруг. У Зверева этот инструмент был уже тогда. Но этот инструмент не просто сканировад, он анализировал и пропускал сквозь себя.


Звонарева.
Безусловно молодежи Зверев близок своей свободой и независимостью. В моей жизни произошло огромное событие, когда после того, как мы с Лидией Кудрявцевой написали книги об иллюстраторах Андерсена и 14 лет этим занимались, Наталья Опалева и Полина Лобачевская показали вот эти 40 работ — иллюстрации Зверева к сказкам Андерсена. Музыкальность линии, завершенность каждого рисунка вызвали восхищение, но самое потрясающее, что каждая из 5 сказок обрела свое, зверевское, прочтение.
Мы знаем, что Андерсен любил уподоблять себя гадкому утенку, но, например, в «Свинопасе» и в «Соловье» единственный положительный герой — это соловей, символ художника, независимого свободного, который поет свою песню при любых обстоятельствах, но ему нужно быть свободным. Мы видим, с какой любовью и нежностью Зверев рисует этого соловья, мы видим «зверевский» глаз в этой чудесной птице. В «Новом платье короля» — толпа агрессивна, враждебна. Зверев сочувствует этому осмеянному и растоптанному толпой королю. Для каждой сказки Зверев приготовил удивительные обложки. Мне удалось показать эти книги на Трауготовских чтениях в Петербурге, и я представила там не только книги, но замечательно продуманную издательскую программу. Мы можем говорить о том, что уже есть издательский дом при новорожденном музее. Эти работы, эта графика получили очень высокую оценку не только искусствоведов, но и самого большого авторитета петербургской книжной графики Александра Траугота, который рисовал Андерсена всю жизнь, рисовал и Апулея.
Зверевские прекрасные сорок работ пролежали 50 лет в архиве и если бы не Наталья Волкова, которая извлекла их, не Наталья Опалева, которая помогла издать — изысканно, блестяще, мы бы и не узнали бы такого Зверева - прекрасного книжного графика. Великий художник 20 века, мастер, вышел в достойном оформлении. Главное, чтобы издательская программа имела продолжение — анималистика, старая Москва и, конечно же, документальная биография — это будущее.
Сапгир.
Сегодня мы все воспеваем Толю Зверева. Я смотрю на фотографии Толи, который идет здесь на фоне черной ленты, погруженный в себя, с погубленными глазами, и я вижу рисунки, где те же глаза, но глаза сияющие. Меня поражает, что на всех портретах, даже у изображений зверей сияющие глаза. И нет ощущения музейности. Здесь все такое живое, что у меня есть ощущение, что Зверев-человек преобразился и он остался, и он - здесь. Это музей-человек. Я помню выставку дадаистов в центре Помпиду, когда все эти гениальные хулиганы оказались разложены по полочкам и под каждым ярлычок, я подумала, что все эти ниспровергатели канонов были бы недовольны этой выставкой. Конечно, Зверев не был ниспровергателем канонов, но мне кажется, что он был бы очень доволен, потому что он бы понял, что это и есть он тоже.
Зверев приходил в гости, а когда он уходил, то оставались его рисунки. Многие из них были шедеврами. Я лично видела, как он трудился над Апулеем, я видела, как в этом московском обыденном человеке пробуждался другой мир, другой миф. Зверева всегда можно было узнать по одной линии, проведенной по листу бумаги. Это признак изысканности художника. Нам казалось, что этого никто никогда не поймет. И вдруг все почувствовали, что все они будут в вечности и первым на этом пути оказался Зверев.


Сарабьянов.
Размышляя о месте Зверева в русской и советской иллюстрации, я открыл неожиданные для себя вещи. Если говорить о русской книжной иллюстрации, то можно сказать, что это традиция, идущая от Мира Искусства, это реалистическая традиция - достаточно вспомнить имена Добужинского и Бенуа. Потом эту традицию унаследовало советское время, были прекрасные советские иллюстраторы (Верейский, Шмаринов). Эта линия ясна и видима. Но в эту традицию Зверев никак не вписывается.
Получается, что единственное, к чему близок Зверев и единственную традицию, которую он соблюдает, это традиция русского авангарда и футуристических книг. Зверев совершенно самостоятельно, ярко, артистично, эмоционально делает рисунки, свободные по отношению к традиции и свободные по отношению к тексту. Сразу вспоминаются рисунки Ларионова в текстам Хлебникова 1914 года. Зверев-иллюстратор - продолжатель именно этой русской традиции. С другой стороны, я мог бы сравнить Зверева с Пикассо. Пикассо тоже иллюстрировал античность. Но если сравнить Зверева и Пикассо, то можно смело сказать, что Зверев в чем-то даже лучше Пикассо. Место Зверева в мировой книжной иллюстрации очевидно, но пока никем не обозначено. Нам следует оценить его, как книжного художника, потому что это — непривычный Зверев и для публики и для специалистов.


↑ Наверх